Очиститель катализатора. избегаем дорогостоящего ремонта!

Алан-э-Дейл       15.04.2022 г.

Признаки неисправностей

Если с катализатором автомобиля возникли проблемы, то появятся определенные признаки, указывающие на это, причем их не так уж и мало.

Самый первый признак.

Он же самый явный – это загорание контрольной лампочки «Check engine» на приборной доске, а сканер при диагностике выводит код ошибки, указывающий на проблемы с системой отвода выхлопных газов.

Но этот признак не может указать, действительно ли катализатор забит или оплавлен. Просто электронный блок основывается на показаниях лямбда-зондов, и выход из строя одного из этих датчиков тоже может стать причиной загорания лампочки.

Второй признак.

Потеря динамики авто при достижении определенной скорости. К примеру, при разгоне до 140 км/ч авто начинает «тупить». Причем со временем скоростная планка будет снижаться, динамика будет резко ухудшаться при достижении 140 км/ч, затем – при 120 км/ч, после – при 90 км/ч.

Объясняется это просто – из-за забития катализатора выхлопные газы не могут полностью выйти из камер сгорания, часть из них остается, в результате чего они «задавливают» силовой агрегат.

И чем больше соты будут забиваться, тем на меньшей скорости газы будут «задавливать» мотор.

Если вовремя не обратить внимание на такой признак, то это приведет к тому, что в один не очень хороший момент двигатель не сможет завестись. Оплавление катализатора имеет те же признаки, что и забитие

Шумы.

Один из самых явных признаков, это разрушение бобины катализатора. При заведенном двигателе из-под авто будет явно прослушиваться шум и дребезжание.

Косвенный признак.

Появление сильного запаха сероводорода (еще он называется запахом «тухлых яиц») в выхлопных газах.

Другие признаки неисправностей катализатора читайте здесь.

Правила обслуживания катализатора

Чтобы самостоятельно промыть загрязненный катализатор, его для начала придется снять. Машину нужно загнать на смотровую яму, отключить в ней лямбда-зонды и демонтировать хомуты, которые держат устройство на выпускном коллекторе или выхлопной трубе. Дальнейшие манипуляции проводятся по следующему принципу:

  1. Сначала нейтрализатор можно продуть со всех сторон под давлением в 7−9 Бар.
  2. Затем соты необходимо заполнить пенистым аэрозолем ABRO. Заливать его нужно сразу в два патрубка.
  3. После этого нейтрализатор нужно завернуть в ветошь и подождать около получаса.
  4. Когда пройдет 30 минут, внутреннюю сетку детали нужно промыть водой и тщательно продуть.
  5. Операцию следует повторить. Затем катализатор следует просушить и удостовериться, что ячейки проглядываются насквозь. Лишь после этого элемент можно ставить на прежнее место в машине.

Если пенистый аэрозоль не помог решить проблему, то деталь можно попробовать замочить в солярке или керосине на сутки. Дополнительно в солярку можно добавить немного ацетона. Через 24 часа можно снова попытаться прочистить элемент аэрозольным препаратом.

Решение проблемы с катализатором

Решение проблемы с катализатором – это всегда дилемма для автовладельцев. Кто-то, несмотря на стоимость такой детали, всё же меняет катализатор, выполняя такую работу каждые 150-200 тысяч километров. Действительно, такой подход имеет место быть, он позволяет полностью решить вопрос с эксплуатацией автомобиля, однако не каждый автовладелец может позволить себе выложить за такой, по сути, не нужный в российских условиях нейтрализатор выхлопных газов от 30 до 150 тысяч рублей.

В итоге, большинство автолюбителей либо просто вырезают катализатор, либо пытаются как-то отмыть его от грязи, восстановив работоспособность фильтра выхлопных газов. Последнее возможно лишь при минимальном загрязнении, когда керамические соты и редкоземельное напыление ещё не обгорело, что позволяет восстановить его работоспособность. На большинстве автомобилей такая работа может выполняться без разбора банок глушителя через соответствующие отверстия для подключения различных датчиков.

Симптомы загрязнения катализатора

О том, что катализатор значительно забился, могут сигнализировать следующий ряд индикаторов:

  • Трудности при запуске двигателя
  • Плавающие обороты холостого хода
  • Замедленный разгон автомобиля (потеря мощности)
  • Увеличенный расход топлива
  • Выключение двигателя, без имеющихся на это причин.
  • Затрудненный выхлоп
  • Изменение цвета выхлопа

Если владелец обнаружил один из таких признаков в работе своего авто, то существует вероятность, что катализатор забился и необходимо произвести его замену или чистку. Однако, наличие таких индикаторов не может безоговорочно говорить о неисправности фильтрующего элемента. Появление таких признаков также может свидетельствовать о неработоспособности иных систем автомобиля. Для вынесения вердикта необходимо произвести диагностику или внешний осмотр подозреваемых элементов.

Существуют разные способы очистки катализатора. Рассмотрим наиболее эффективные и распространенные.

Процесс очистки

В зависимости от типа загрязнения очищать платы можно по-разному. Если загрязнение слишком сильное или устройство требует определенных навыков, его стоит отнести специалистам. Но обычно получается справиться своими силами.

Сухая чистка

Перед тем, как почистить микросхему, стоит выбрать способ. Пыль и грязь можно убрать при помощи щеточки, кисточки или сжатого воздуха. Количество пыли зависит от чистоты и влажности комнаты.

В зависимости от места загрязнения использовать можно:

  1. Малярную кисть. Она хорошо подходит для больших площадей, например, для плат ЭЛТ телевизоров;
  2. Тонкие кисти для рисования с синтетическим или тонким ворсом. Их лучше использовать для открытых мест и углублений с большим зазором (например, при очистке внутри системного блока).
  3. Зубная щетка. Хорошо справляется с грязью вдоль небольших плат с небольшими углублениями. Например, ей хорошо чистить платы смартфона.
  4. Сжатый воздух, например, резиновые клизмы или «груши». Хорошо выдувают пыль из укромных мест, куда невозможно дотянуться кистью.
  5. Тонкие иглы. Применяются в местах, куда не проходит кисть, а воздух не вычищает грязь.
  6. Чистая хлопчатобумажная ткань подходит для уборки флюса после пайки или жирных следов. Также можно использовать бумажные салфетки.
  7. Ватные палочки хорошо чистят открытые места платы или оптику.

Несложно понять, как очистить плату от окисления и пыли

Необходимо осторожно несколько раз провести щеткой по месту загрязнения или сдуть пыль «грушей». Если грязь засохла и не убирается, ее необходимо растворить и осторожно соскрести

Влажная уборка

Несмотря на то, что контакт с водой для электронных плат вреден, с помощью воды можно легко очистить место. Использовать необходимо дистиллированную воду – она никак не влияет на появление окислов, так как не проводит электричество.

Детали промывают под водой, промакивают тканью и сушат

Некоторые платы или детали удобно промывать под проточной водой, для других – осторожно снимать грязь влажной салфеткой или ватной палочкой.

Обычно используют специальные ультразвуковые ванны: в них наливают раствор для чистки, помещают плату и оставляют на указанное время (до 15 минут). затем деталь споласкивают дистиллированной водой или спиртом, промакивают мягкой тканью и оставляют сушить

При работе важно четко следовать инструкции и заливать внутрь только подходящий раствор

Химические способы

Выбирая, чем почистить микросхему от окисления, не стоит забывать о химических составах. Это лучшие варианты очистки электронных плат. Использовать можно как простой спирт, так и профессиональные средства.

Каждый вариант подойдет для определенных условий:

Спирт хорошо справляется с удалением небольшого количества флюса

Нужно нанести спирт на салфетку и осторожно потереть место. Второй вариант – замочить плату в спирте, затем продуть сжатым воздухом для удаления остатков спирта

Замачивание позволит спирту проникнуть в самые крохотные щели и убрать всю грязь и остатки воды.

Универсальный очиститель на основе спирта, растворителя и ПАВ (поверхностно активных веществ). Он продается в баллоне и удобен для использования.

Растворитель прекрасно справляется с удалением флюса и пайки. Однако некоторые растворители могут плохо отразиться на состоянии пластика.

Этиловый или нашатырный спирт. Это не очень эффективное средство, так как оно больше рассчитано на обезжиривание, но, если пятно небольшое, а поблизости только эти спирты, можно попробовать
Важно! Использовать духи, одеколоны или любые смеси с эфирными маслами нельзя.

Решая, чем протирать платы, не стоит забывать о кислотах: аспирине, лимонном соке или лимонной кислоте. Их необходимо развести в воде и нанести на место

Аспирин обладает едкими парами, с ним стоит обращаться осторожно.

Можно применить флюс или канифоль. Они хорошо очищают зону и подготавливают ее, но их стоит использовать только если запланирована пайка, иначе придется очищать плату уже от них.

Некоторые специалисты советуют убирать окислы механическими способами: при помощи наждачки, острого ножа или ластика. Использование этих средств требует определенных умений и может повредить поверхность.

В видео можно увидеть в сравнении действие самых популярных средств для чистки плат

Как определить засорение?

Перед тем, как промыть катализатор, нужно убедиться в том, что он нуждается в этом. Выдать засорение могут такие признаки:

  1. Заметная потеря мощности двигателям, разгоняется машина вяло.
  2. Существенное увеличение топлива.
  3. Запуск двигателя становится труднее.
  4. При работе на холостом ходу мотор может без видимых причин остановиться.

В том случае, если в выпускном тракте стоит два датчика кислорода, то при появлении проблем загорится лампа «Check Engine» на приборной панели. Чтобы определить неисправность, необходимо считать ее код, произведя диагностику системы. Чтобы очистка дала результат, необходимо ее проводить тогда, когда керамика еще не пришла в негодность. Поэтому не доводите элемент до плачевного состояния, производите профилактику своевременно.

Как не рекомендуется чистить устройство

Нередко водителями, спешащими решить проблему с загрязнённым катализатором как можно быстрее, руководит элементарная спешка. Ради экономии средств, времени они необоснованно отказываются от испытанных временем методик за счёт приобретения действительно надёжных чистящих средств и прибегают к однозначно сомнительным вариантам, лишь усугубляющим ситуацию.

Например, пробивают или просверливают в катализаторе дополнительные дырки. Частично это вправду помогает немного реанимировать упавшую мощность мотора, зато экологическая составляющая его работы, а именно объём выброшенных в атмосферу вредных веществ, в таком «дырявом» формате будет ужасающей. Помимо того, в процессе движения резко поднимется шум в выхлопной трубе. Ясное дело, что по-настоящему хозяйственные водители к таким неприемлемым вариантам не прибегают – они берегут и свой автомобиль, и окружающую среду.

Что влияет на состояние катализатора

Любая неисправность двигателя, систем питания и зажигания, снижает ресурс КН. Если мотор хоть немного «ест масло», срок службы катализатора сразу же сокращается минимум на четверть. А при сильном потреблении масла (свыше 200 грамм на 1000 километров) срок службы сокращается минимум вдвое. Любое отклонение настроек зажигания приводит к неполному сгоранию топливовоздушной смеси, в результате чего в ней увеличивается содержание ядовитых веществ и сажи из недогоревших углеводородов. Сажа забивает соты фильтра, увеличивая сопротивление движению газов. Любое отклонение состава топливовоздушной смеси от идеального (14,7:1 для бензинового двигателя) приводит к неполному сгоранию топлива, понижению или наоборот, повышению температуры выхлопных газов. Поэтому любое отклонение от идеального соотношения снижает ресурс КН.

Когда самостоятельная чистка может быть эффективна?

Прежде чем приступать к активным действиям, необходимо выяснить в каких случаях чистка этой детали способна принести какую-либо пользу.

Промывка катализатора автомобиля специальными жидкостями может быть наиболее эффективна при:

  1. Выполнении профилактических мероприятий.
  2. Сильной забивке сот катализатора сажей.

Если нейтрализатор ещё не вышел из строя, но уже замечается незначительное снижение мощности двигателя и увеличение расхода топлива, то чтобы продлить срок службы, производится очистка химическим способом.

При сильной забивке сот, но при отсутствии оплавлений такой метод также позволяет значительно продлить ресурс детали. А также увеличить мощность двигателя и уменьшить расход топлива.

Что такое нейтрализатор?

Соответствуют конструктивным особенностям нейтрализатора и его характерные неисправности:

  • нагар, препятствующий газообмену,
  • механические повреждения, обусловленные хрупкостью элементов катализатора,
  • утеря им своих свойств по причине истощения рабочих веществ на поверхности сетки.

Можно ли очистить катализатор своими руками? При наличии базовых навыков в авторемонте вполне возможно. Для этого выпускается средство, которым его можно промыть. Это обыкновенный очиститель карбюратора, который растворяет негорючие отложения и смывает их с рабочих поверхностей устройства

Также возможна механическая чистка, однако при ней нужна большая осторожность, чтобы не повредить хрупкую по своей конструкции деталь, так как многие производители изготавливают нейтрализаторы с использованием хрупкой керамики, которую тяжело очищать

Это устройство, которое внешне слегка напоминает бак резонатора. В нем имеется два патрубка – входящий и выходящий. Внутри устройства есть соты из керамики, которые покрыты тончайшим слоем драгоценных металлов. Собственно, только из-за этого напыления такая высокая цена у катализаторов. Постепенно газы, проходящие через нейтрализатор, засоряют ячейки.

Итог – выхлопу попросту некуда деваться. И если засорился катализатор, то его можно вычистить или промыть – это логично. Но чем промыть катализатор автомобиля, знает далеко не каждый автовладелец. Впрочем, не каждому это и нужно, многие ставят новый и не «заморачиваются».

Предлагаем ознакомиться: Лучшие средства для стирки шерстяных изделий, стиральный порошок для шерсти

Всего существует три способа, которые позволяют эффективно произвести очистку катализатора. Именно их и используют автомобилисты:

  1. Профчистка при помощи моющих средств. Должна осуществляться при пробеге автомобиля 80-100 тыс. км. Вот как промыть катализатор на машине, не снимая его. Этот способ можно рекомендовать «ленивым» автомобилистам.
  2. Механическая чистка при помощи специальных инструментов.
  3. Промывка элемента несколько раз.

Плюсы и минусы удаления катализатора

Зачем удалять катализатор? Как минимум, вы сэкономите на установке дорогой альтернативы. Вы улучшите динамические характеристики автомобиля  и снизите расход горючего, не меняя стиль езды, вид топлива и не заменяя другие детали транспортного средства. В качестве бонуса двигатель станет менее чувствительным к качеству топлива, а еще вы исключите риск попадания керамической пыли внутрь силовой установки.

Негативные последствия тоже есть:

  • экологический фактор;
  • проблемы при прохождении техосмотра;
  • неприятный запах выхлопных газов;
  • посторонние звуки в выхлопной системе (при неправильном удалении);
  • ошибки на приборной панели.

Если то, что дает удаление катализатора, перевешивает минусы, смело решайтесь на эту процедуру и обращайтесь за помощью в специализированные автомастерские, где работу выполнят аккуратно и профессионально.

Замена катализатора, если он забился

Стоимость каталитического элемента достаточно высокая. Поэтому многие владельцы недорогих авто, например отечественного производства, не хотят тратить крупную сумму на приобретение нового нейтрализатора. Решение — монтаж пламегасителей (стронгеров) или «пауков». Цена на эти детали небольшая, прослужат они долго.

Что делать, если катализатор забился, а соты разрушились? Придется устанавливать новый агрегат.

Некоторые владельцы авто решают удалить каталитический элемент. Происходит это следующим образом: из нейтрализатора убирают керамические соты и устанавливают на место пустой блок.

При этом на пламегаситель вместо спекшихся керамических сот монтируют трубу, в которой есть много отверстий. В пустоты укладывается базальтовая вата. Делать такой ремонт можно, если ваш бюджет ограничен. При этом можно заливать топливо не самого высокого качества. Срок службы такого усовершенствованного нейтрализатора увеличивается, через него свободно проходят выхлопные газы, мотору будет легче работать.

Несмотря на перечисленные плюсы, у данного способа есть и минусы: двигатель станет громко рычать, система выхлопа быстро выйдет из строя, ведь через нее будут проходить отработанные газы с более высокой температурой. Кроме того, процентное содержание вредных веществ в выхлопных газах возрастет.

Что делать, если катализатор забился, но удалять его вы не хотите? Можно монтировать универсальный нейтрализатор. Его стоимость будет небольшая, установка выполняется просто. Универсальный каталитический элемент – наилучший альтернативный вариант, когда ваш бюджет ограничен.

Катализатор забился, не знаете, что делать? Если вы умеете обращаться со сварочным аппаратом, то сможете установить универсальный катализатор своими руками. Демонтируем трубу, удаляем родной нейтрализатор и ввариваем универсальный.

Что делать, если катализатор забился на современном автомобиле? Удалить нейтрализатор и монтировать пламегаситель не получится. Ведь задний кислородный датчик зафиксирует, что уровень СО превышен. На приборной панели высветится индикатор ошибки.

Что делать: когда будете менять нейтрализатор, придется монтировать «обманку». Выглядит она как маленькая втулка из металла, в которой есть проходные отверстия внутри, а также резьба для лямбда-зонда.

Обратите внимание! В этом случае придется делать перепрошивку электронного блока управления (в зависимости от модели вашего авто).

«Пауки» (впускные коллекторы) устанавливаются взамен верхнего катализатора, если он забился на авто отечественного производства, например Lada. Производит такие впускные коллекторы ООО «СтингерСпорт». Приобрести «пауки» можно в отделе автозапчастей либо в онлайн-магазине. Установка «паука» выполняется просто, поэтому эту процедуру можно делать самостоятельно.

Разберем принцип замены на примере автомобиля Lada Priora:

  • В подкапотном пространстве находим гайки крепления выпускного коллектора и откручиваем их. Расположены они снизу под авто, всего 3 крепежа приемной трубы.
  • С лямбда-зондов снимаем провода, вытаскиваем коллектор вместе с нейтрализаторами и датчиками.
  • Отсоединяем датчики, подключаем их к «пауку».
  • Монтируем обратно новый коллектор. Подсоединяем провода. Если вы не хотите, чтобы на приборной панели светился индикатор ошибки, придется делать перепрошивку ЭБУ. Либо установите «обманку» под нижний лямбда-зонд.

Катализатор забился, в результате мощность авто упала. Что делать? Монтируйте «паук», машина будет ехать лучше. Единственный недостаток его использования — в выхлопных газах увеличится процентное содержание СО. Однако динамика машины от этого точно не ухудшится.

Сегодня, даже если состав отработанных газов не будет соответствовать нормам, ездить на машине в нашей стране вам никто не запретит. Однако через 2-3 года правила могут ужесточить. Что делать, если катализатор забился, но вы заботитесь о будущем авто и не хотите наносить вред окружающей среде? В таком случае стоит отказаться от перепрошивки электронного блока управления под Евро-2.

Как снять катализатор

Данный фильтр выхлопных газов заводом-изготовителем чаще всего устанавливается непосредственно в выпускной коллектор, а на более современных автомобилях их предусмотрено несколько. Для контроля работы катализатора перед ним устанавливается лямбда-зонд.

Для снятия данной детали понадобится:

  1. Подъёмник или эстакада.
  2. Специальный ключ для съёма лямбда-датчиков.
  3. Торцевые головки.
  4. Болгарка.
  5. WD-40 — средство для обработки соединений.

Для того чтобы подобраться к детали, нужно загнать автомобиль на эстакаду или подъёмник, так как придётся демонтировать большую часть выхлопной системы. Но перед непосредственным снятием обязательно откручивается лямбда-датчик специальным ключом, потому что обычным ключом к нему не подобраться, не повредив при этом проводку. Необходимо демонтировать выпускной коллектор и приёмную трубу выхлопной системы для лучшего доступа к фильтрующему элементу. Для этого обрабатываются фланцевые соединения с помощью WD-40 — это облегчит их откручивание. На старых автомобилях гайки могут настолько прикипеть, что открутить их невозможно: их срезают болгаркой. Открутив все соединения, катализатор можно вынуть из автомобиля.

Чистка катализатора наждачной бумагой

После снятия детали проводится тщательный осмотр. Если выяснилось, что нагар несильно покрыл соты элемента, можно его очистить с помощью мелкодисперсной наждачной бумаги.

Для чистки нужны следующие принадлежности:

  • наждачная бумага;
  • небольшая лампа;
  • воздушный компрессор.

Перед чисткой важно понимать, что соты фильтрующего элемента выполнены из керамики и легко деформируются под нагрузкой, что может привести к выходу из строя всего катализатора. Исправить вмятины на сотах невозможно без их повреждения, и придётся купить новый катализатор

Лампа устанавливается с выходного отверстия катализатора для того, чтобы было видно, насколько хорошо просвечиваются соты. Медленными, несильными движениями очищается фильтр от нагара. Когда все соты будут чистыми, катализатор продувается сжатым воздухом с помощью компрессора.

Чистка катализатора химическими средствами

После очистки нагара наждачной бумагой внутри на сотах элемента всё равно останется слой, полученный от продуктов горения топлива. Для его очистки можно использовать химические средства.

Для этого понадобится:

  • небольшое ведро;
  • очиститель карбюратора;
  • этанол или керосин;
  • горячая вода;
  • ветошь.

Данную процедуру очистки лучше всего проводить в хорошо проветриваемом нежилом помещении, так как пары химических средств могут привести к отравлению. Ведро лучше использовать металлическое, потому что пластик может разъесть химия. Выходное отверстие катализатора закрывается тряпкой или ветошью. Соты обильно обливаются очистителем карбюратора и фильтр остаётся в ведре минимум на 25 минут. Далее всё промывается горячей водой и продувается с помощью воздушного компрессора.

Важно знать, что пары этанола и керосина являются взрывоопасными, соответственно — утром в помещение нельзя входить с сигаретами и включать свет, пока не проветрится помещение

Как нельзя проводить чистку катализатора

Многие автолюбители не тратят время на очистку фильтра традиционными способами, при которых целостность катализатора не нарушается, и пользуются методами, ведущими к плачевным последствиям для всего автомобиля.

Неправильные действия автомобилистов:

  1. Просверливание дырок в фильтре.
  2. Прогонка на высоких оборотах с поздним зажиганием или плохими свечами.
  3. Использование непроверенных добавок в топливо для повышения температуры топлива.

https://youtube.com/watch?v=TOTqHFrimnI

Конечно, при этом двигатель в первое время начнёт работать лучше, но в воздух попадают недогоревшие вещества, сама выхлопная система перегревается, как следствие – выход её из строя. При таких действиях катализатор может просто оплавится или осыпаться, закрыв выхлопное отверстие совсем, что приведёт к выходу из строя самого двигателя. Аналогичный способ с поездкой на высоких оборотах с поздним зажиганием чаще всего приводит к оплавлению каталитического нейтрализатора.

Многие водители знают, что на современных автомобилях существуют функции автоочистки катализатора, при которых происходит вбрасывание в систему большего количества топлива или специальных добавок. Но дело в том, что там всё рассчитывает электроника, основываясь на датчиках температуры и лямбда-зондах. Вручную данные условия соблюсти невозможно, поэтому зачастую самостоятельное добавление присадок в топливо для очистки катализатора приводит к поломке последнего.

Немного о вредных выбросах

Вам будет интересно:Рождение «шеснаря»: как 16-клапанные двигатели ВАЗ дожили до наших дней

Стоит упомянуть о том, что на всех современных машинах ставятся катализаторы. И это отнюдь не прихоть каких-то производителей, не диковинка, а реальная необходимость. На Земле миллиарды автомобилей, все они выбрасывают в атмосферу тонны вредных веществ. И экологи давно бьют тревогу, причем не зря – нужно делать транспорт безопаснее и чище. Сделать это можно несколькими способами. Например, поставить электрический мотор вместо бензинового. Но вот только есть проблемы с зарядками, да и цена машин таких фантастическая.

Намного проще, оказывается, слегка модернизировать бензиновый мотор – уменьшить количество вредных соединений в выхлопе. Впрочем, это удалось сделать, на данный момент существует несколько стандартов, которые именуются Евро-1, Евро-2, и т. д. И все автомобили классифицируются по этому признаку. Если выбрасывать в атмосферу те соединения, которые остаются сразу же после сгорания топлива, то нашу планету вскоре окутает черное облако.

Вам будет интересно:Машина глохнет при торможении: возможные причины, способы устранения неполадки

Но если очистить газы, то в итоге получится чуть ли не чистый воздух, которым можно без вреда дышать. Кстати, при работе на природном газе автомобиль выделяет намного меньше вредных компонентов, нежели при функционировании на бензине. Но вот автомобили, работающие на таком топливе, узаконить на сегодняшний день достаточно сложно.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.