Как научиться выговаривать букву р

Алан-э-Дейл       30.08.2022 г.

Занятия дома – учимся вместе

Придумайте увлекательную игру для детей, которая станет не только тренировкой речи, но и возможностью близкого и приятного общения с мамой или папой. Отлично, если такие упражнения вы будете делать всей семьей, что создаст благоприятный психологический посыл и ускорит результат.

Картотека картинок

Береза, тарелка, вертолет, зебра, черепаха, аквариум, виноград, кормушка, орехи, орел, морковь, страус, ящерица, сирень, трамвай, грабли.

Общие советы родителям:

  • подготовьте тематические картинки с изображением животных, птиц, овощей, фруктов, предметов обихода, знакомых ребенку, и используйте их во время занятий;
  • постепенно подключайте картинки с более сложными словами, а затем и с незнакомыми – так вы будете учить правильно говорить и поможете познавать окружающий мир в форме увлекательной игры;
  • произносите слова спокойным и ровным голосом, не раздражайтесь из-за неудачи. Недовольством вы спровоцируете у ребенка страх и нежелание продолжать упражнения;
  • место для занятий должно быть светлым, уютным и комфортным для всех занимающихся;
  • запаситесь необходимым количеством зеркал или разместитесь возле одного большого так, чтобы не мешать друг другу;
  • и главное – четко произносите все звуки, чтобы также поставить их детям.

Психологическая подготовка к занятиям и место проведения играют очень важную роль для достижения конечного результата.

Способы постановки звука

Постановка всегда звука происходит при достаточно строгой последовательности, без соблюдения которой эффективность может оказаться сомнительной, а конечного результата придётся ждать ещё долго. В связи с этим поэтапность профессиональной логопедической работы состоит из:

  1. развития и тренировки фонематического восприятия звука;
  2. дыхательной гимнастики;
  3. артикуляционной гимнастики;
  4. непосредственно постановки звука;
  5. автоматизации и дифференциации звука при произношении.

Логопедические упражнения на звук «Р»

Чтобы добиться от малыша правильной артикуляции Р, необходимы два вида подготовительных упражнений. Первый вид помогает развить необходимую подвижность языка, осознать его правильное положение и получить Р фрикативный – артикуляция та же, что и при полноценном Р, но пока без вибрации. А второй вид упражнений уже полностью направлен на выработку характерной вибрации.

К первому виду относятся следующие упражнения:

«Чистим зубки» – кончиком языка ребёнок тщательно чистит сначала верхние зубы изнутри и снаружи, а затем – нижние.

«Белим потолок» – кончиком языка ребёнок делает движения по нёбу вперёд-назад.

«Качели» – рот приоткрыт, кончиком язычка малыш ритмично старается максимально дотянуться сначала к носу, а затем – к подбородку.

«Весёлые часики» – острый язычок делает быстрые движения от левого уголка рта к правому и наоборот.

«Грибочек» – рот широко открыт, губы – в улыбке, кончик языка плотно присасывается в нёбу и удерживается в течение нескольких секунд. Упражнение требует 5-10 повторов.

«Гармошка» – положение языка то же самое, что и при упражнении «Грибок», с той разницей, что ребёнок, без отрыва язычка от нёба, максимально широко открывает и закрывает рот.

Постановка от звука Ж – упражнение эффективно, если Ж у малыша отчётливый и чистый. Ребёнок с усилием произносит длительный Ж, одновременно отодвигая язык назад, вглубь рта. Если всё идёт правильно, вскоре можно услышать короткий Р.

«Лошадка» – ребёнок озвучивает цоканье лошадки полностью расслабленным языком.

Упражнения для развития вибрации:

«Барабанщик» – рот приоткрыт, кончик языка крепко упирается во внутреннюю сторону верхних зубов. Ребёнок громко и максимально отчётливо на выдохе повторяет многократное д-д-д-д-д, не закрывая при этом рот. Необходимо контролировать, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась полностью неподвижной.

По аналогичному принципу, не меняя исходного положения губ и языка, к звуку д поочерёдно добавляем гласные: д-д-дда, д-д-дда, д-д-ддо, д-д-дду.

Постановка механическим методом

Для постановки звука таким способом понадобится логопедический зонд Шарик. Некоторые успешно его заменяют маленькими ложками, терапевтическим шпателем, всевозможными закруглёнными палочками и даже используют палец: собственный или палец ребёнка. Разумеется, в этом случае руки должны быть безупречно вымыты.

Язык ребёнка плотно прижат к внутренней стороне верхних зубов, и малыш произносит длительно з-з-з-з-з, одновременно перемещая язык назад к твёрдому нёбу. В это время по центру языка размещается зонд или его заменитель, и логопед делает быстрые движениям зондом из стороны в сторону, таким образом вызывая вибрацию.

В качестве других опорных звуков по аналогии можно использовать Д: на выдохе с достаточно приоткрытым ртом ребёнок многократно повторяет д-д-д-д-д-д, в то время как логопед зондом или пальцем совершает очень быстрые колебательные движения языка в разные стороны.

Анализ речи ребенка и упражнения по её развитию

Нужно иметь хорошо сформированный речевой аппарат, чтобы правильно и красиво говорить. Это дело наживное, и чем раньше начнете занятия по его развитию, тем лучше получите результат.

Хорошего показателя произношения буквы «Р» можно добиться, выполняя упражнения с ребенком в возрасте 5-6 лет. В 12 уже сложнее: понадобится профессиональная помощь логопеда, но занятия дома всегда приветствуются.

Затем переходите к «Л». Ее нужно выговаривать твердо. От твердой «Л» легче всего перейти к «Р», так как язык в нёбе размещается практически одинаково. Только буква «Р» требует вибрации кончика языка.

Отучить картавить поможет упражнение по растяжке подъязычной «уздечки».

Как научиться говорить букву Р

Прежде чем приступить к постановке звуков, необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Принцип от простого к сложному. Невозможно сразу же научить ребёнка выговаривать правильно звуки. Нужно постепенно усложнять задачу, и результат вам гарантирован.
  2. Занятия должны быть интересными. Не стоит заставлять ребёнка заниматься, ведь это только оттолкнёт его, и добиться успеха будет намного сложнее. Ваше чадо перестанет заниматься, так и не научившись произносить звук р, начнёт выговаривать его с помощью горла. Горловое р очень сложно устранить, практически невозможно.
  3. Выполняйте упражнения регулярно. Нескольких занятий будет недостаточно.

Техника постановки звука

  • Для начала ребёнок должен научиться выговаривать букву р отдельно, при этом выполнять упражнения: открыть рот и кончик языка направить за верхние зубки, затем ритмично и быстро проговаривать звук «д-д-д» или «з-з-за». Попросите ребёнка постучать по нёбу, при этом сильно дуть на кончик язычка. Выработка вибрации — первая ступень в постановке сонорного звука. Иногда, чтобы научиться говорить звук р, необходимо выполнять упражнения с механической помощью — специальных логопедических зондов или подручных средств в домашних условиях. При необходимости логопед обучит вам этому методу.
  • Затем закрепить произношение звука р необходимо в слогах прямых и обратных ( ра-ро-ру, ар-ор-ур и другие).
  • После того как ваш ребёнок научился правильно выговаривать звук, необходимо закрепить произношение в предложениях, скороговорках. Часто родители допускают огромную ошибку, пытаясь исправить звукопроизношение своих детей, используя лишь скороговорки. Запомните — этого делать не стоит, так как ребёнок неправильно подготовлен к постановке звука.

Упражнения для постановки звука

Выполняйте упражнения ежедневно перед зеркалом вместе со своим ребёнком. Это не только полезно, но ещё и весело. Для начала нужно подготовить губы:

  1. Улыбнитесь. Пусть ребёнок задержит эту позу около 10 секунд.
  2. Сложите губы трубочкой. Выполните это упражнение в течение 7-10 секунд.

Упражнения для языка:

  • «Маляр». Попросите ребёнка направить язычок вверх к нёбу. Проведите им вперёд и назад, как будто язык — это волшебная кисточка.
  • «Лошадка». Пусть ребёнок попробует сделать язычком так, как лошадка.
  • «Чистим зубки». Почистите язычком верхние и нижние зубы.
  • «Грибочек». Попробуйте направить язычок к нёбу и задержать его в этом положении, широко открыв рот. Таким образом, уздечка будет ножкой, а язык шапочкой грибочка.
  • «Индюк». Направьте язык к верхней губе и произнесите «Бл-бл-бл».
  • «Чашечка». Попробуйте завернуть боковые края языка и направить кончик языка вверх.

Научить ребёнка выговаривать звук р необходимо с помощью весёлых и занятных игр. Упражнение «Заведи моторчик» можно выполнять с помощью ватной палочки или пальчика вашего малыша, при этом очень тщательно вымыть руки. Попросите ребёнка выговаривать звук «д-д-д» при этом язык должен быть направлен за верхние зубки. Вы же должны помочь пальчиком вызвать вибрацию языка, направляя его рядом с уздечкой. Повторите это упражнение несколько раз, пусть ребёнок прислушается к себе. Возможно, он поймёт, как правильно «рычать», и всего-навсего нужно будет только закрепить звук в слогах и предложениях.

Упражнения для дыхания

  1. «Свечка». Представьте, что перед вами торт со свечкой. Попробуйте устроить соревнование: кто быстрее её задует.
  2. «Буря в стакане». Для выполнения этого упражнения необходимо: налить в прозрачный стаканчик немного водички, взять коктейльную трубочку и подуть в неё. Таким образом, получаются большие волны. Если же пузырьки будут небольшие, это свидетельствует о том, что у ребёнка нарушено речевое дыхание.
  3. «Снежинка»(листик, жучок, бабочки и другие). Вырежьте с бумаги снежинку и подуйте на неё. Следите, чтобы во время выполнения данного упражнения щёки ребёнка не надувались, вдох нужно делать через носик. Попробуйте подуть сначала медленно, а потом сильней. Для этого упражнения можно взять обычную вату.
  4. «Футбол». Выложите из кубиков или сделайте маленькие игрушечные ворота. Возьмите шарик или маленький кусочек ваты. С помощью трубочки попробуйте забить противнику гол в его ворота.
  5. «Весёлый лабиринт». Для выполнения упражнения потребуется кусочек ваты и счётные палочки. С помощью счётного материала выложите лабиринт и попробуйте дойти до финиша, передвигая вату струёй воздуха.

Дифференциация звуков

Чтобы не конфликтовал с другими согласными, особенно, с сонорными, нужно автоматизировать не только трудный звук, но и его сочетания с другими. Так, для дифференциации «р» применяют слова, отличающиеся на одну букву. Пары слов, подходящие для дифференциации «р»:

  • Рожь — ложь
  • Лак — рак
  • Лаз — раз.

В течение дня на упражнения для дикции должно уходить около 20-30 минут. Эффективнее, когда это время разбито на короткие эпизоды, игры, занимательные задания по 5-7 минут. Для ребенка от 3 до 7 лет гораздо интереснее играть и общаться со взрослыми, чем выполнять бессмысленные повторы, поэтому отдавайте предпочтение именно игровым методам. Подойдут также детские стихи, шуточный стишок и логоритмическая песенка по теме занятия.

Исправлять неправильное звукопроизношение и ставить корректное нужно скоро, но не быстро. Если вы намерены самостоятельно исправить речь у ребенка, то действуйте последовательно и методично. Чтобы не потеряться в современном потоке информации, на каждом этапе сверяйтесь с рекомендациями проверенных источников: консультацией логопеда, специализированной литературой или официальными публикациями детских психологов.

Старайтесь правильно выбирать время для занятия — когда ребенок в хорошем настроении и готов к сотрудничеству в игре. Разговаривать с ним о звуках лучше в процессе изучения книг и сказок, упражнений с кубиками, кассой букв и алфавитом. Объясните, что язычок следует приучать к работе, как и любые другие мышцы, не переставать тренироваться, как и в спорте. Факт, что язык — мышца, может стать для почемучки большим открытием!

Еще один важный совет: исключите дурной пример или заострите внимание ребенка на том, что подражать такому примеру — плохо. Иногда дети прекращают картавить, когда понимают, что это вызывает насмешки и излишнее внимание

Дифференциация звуков

Чтобы не конфликтовал с другими согласными, особенно, с сонорными, нужно автоматизировать не только трудный звук, но и его сочетания с другими. Так, для дифференциации «р» применяют слова, отличающиеся на одну букву. Пары слов, подходящие для дифференциации «р»:

  • Рожь — ложь
  • Лак — рак
  • Лаз — раз.

В течение дня на упражнения для дикции должно уходить около 20-30 минут. Эффективнее, когда это время разбито на короткие эпизоды, игры, занимательные задания по 5-7 минут. Для ребенка от 3 до 7 лет гораздо интереснее играть и общаться со взрослыми, чем выполнять бессмысленные повторы, поэтому отдавайте предпочтение именно игровым методам. Подойдут также детские стихи, шуточный стишок и логоритмическая песенка по теме занятия.

Исправлять неправильное звукопроизношение и ставить корректное нужно скоро, но не быстро. Если вы намерены самостоятельно исправить речь у ребенка, то действуйте последовательно и методично. Чтобы не потеряться в современном потоке информации, на каждом этапе сверяйтесь с рекомендациями проверенных источников: консультацией логопеда, специализированной литературой или официальными публикациями детских психологов.

Старайтесь правильно выбирать время для занятия — когда ребенок в хорошем настроении и готов к сотрудничеству в игре. Разговаривать с ним о звуках лучше в процессе изучения книг и сказок, упражнений с кубиками, кассой букв и алфавитом. Объясните, что язычок следует приучать к работе, как и любые другие мышцы, не переставать тренироваться, как и в спорте. Факт, что язык — мышца, может стать для почемучки большим открытием!

Еще один важный совет: исключите дурной пример или заострите внимание ребенка на том, что подражать такому примеру — плохо. Иногда дети прекращают картавить, когда понимают, что это вызывает насмешки и излишнее внимание

Дыхательная гимнастика

Известно, что все звуки произносятся на выдохе, но особенно важно научиться правильному дыханию для выговаривания «р». Поэтому дыхательная гимнастика должна выполняться по 3-4 раза в день

Что можно предложить малышу:

  • зажгите свечу и попросите её задуть (чтобы упражнение было более увлекательным, испеките небольшой тортик или купите пирожное);
  • смастерите бумажный кораблик и запускайте его в водоеме или ванной;
  • надувайте воздушные шары;
  • остужайте горячий чай;
  • уложите на стол перо, кусочек ваты или пенопласта, попросите малыша дуть на них, пока предметы не переместятся на другую сторону поверхности.

Буква Р

Существует несколько вариантов неверного произношения буквы Р:

  • дети могут не произносить этот звук вообще (корова — коова),
  • может быть замена твердой буквы Р на мягкую (рука — рюка),
  • иногда букву Р заменяют другими буквами (рука-лука, дука, люка, йюка и т.д.).

Как же заниматься с ребенком, чтобы научить его верному произнесению буквы Р?

  1. Артикуляционные упражнения подготовят мышцы губ и языка к занятиям. Их нужно проводить ежедневно.
  • «Варенье». Ребенок должен приоткрыть рот и водить языком вправо и влево по верхней губе. Чтобы заинтересовать малыша, можно намазать рот чем-то сладким.
  • «Маляр». Нужно водить языком вперед и назад по нёбу, как это делает маляр своей кистью.
  • «Гриб». Ребенку надо открыть рот, улыбнуться и прижать язык полностью к нёбу, удерживая его от 3 до 10 счетов.
  1. Дыхательные упражнения помогут с нужной интенсивностью направлять струю воздуха, чтобы получился верный звук. Вдох должен быть строго через нос, а выдох — через рот. Повторять упражнение больше 4 раз не надо.
  • «Свеча». Нужно задуть горящую свечу. Делать это можно короткой, сильной струей воздуха, можно, наоборот, слабой. Или задувать с близкого расстояния, с каждым разом увеличивая дистанцию.
  • «Снежинка». Ребенок должен растянуть губы в улыбке и расположить язык на нижней губе. Нужно сдуть кусочек бумажки («снежинку») на кончике языка.
  • «Буря». Понадобится стакан с водой и трубочка. Ребенку надо выдохнуть в трубочку, опущенную в стакан. Так в воде получится настоящая «буря».
  1. Вибрация языком — учимся чувствовать и воспроизводить.

Нужно сесть вместе с ребенком перед зеркалом. Он должен видеть положение языка и губ взрослого. Так будет проще повторить правильный звук. Стоит попробовать произносить букву Р, рыча как тигр, или мурлыча, как кошка. Упражнения будут более результативными, если ребенку будет интересно выполнять задания.

Можно научиться произносить букву Р, используя другие буквы. Например, ребенок может протяжно произносить звук З, держа язык в верхнем положении. Затем надо быстро проводить языком по бугоркам за верхней челюстью. Получится звук СР.

Также можно поработать с другими буквами. Например, учиться произносить Р через хорошо отработанные Д, Ж, С. Постепенно можно будет уйти от лишних букв, автоматизировав произношение буквы Р. Для этого нужно часто использовать в речи слова, содержащие проблемную букву Р.

Игры с буквой Р

Чтобы закрепить эффект от упражнений, важно в течение дня возвращаться к отработке навыков

  1. «Волшебный мешочек». Дети достают из мешочка предметы или картинки с изображениями предметов. Надо произнести название предмета, четко выговаривая букву Р.
  2. Игры с крупами. Они хорошо стимулируют мелкую моторику, а, значит, и речь. Можно изображать предметы, в названии которых есть буква Р. Например, коРРРРона из гРРРРРечки.
  3. Повторить слог наоборот. Ар-ра, ур-ру и т.д.
  4. Закончить фразу. Потребуются картинки с подсказками. Например, ро-ро-ро — перо.
  5. Короткие песенки или стихотворения. Например:

Барашек, барашек, Покажи рога. Дам тебе я сахару, Кусочек пирога!

Скороговорки с буквой Р

  • Красный краб кричит «Ура!» Резать торт пришла пора.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  • Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Три сороки-тараторки тараторили на горке.
  • Разъяренный крокодил раздражен и нелюдим.
  • Грянул гром — гроза в разгаре.
  • Боря Ире дал Ириску. Ира Боре — барбариску.
  • Тридцать три трубача трубят тревогу.

Возможные сложности

Если возникает затруднение в выполнении указанных упражнений с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, сбоку между коренными зубами следует ввести деревянный шпатель или резиновый брусок (зубную щетку), который будет выполнять роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации нижней челюсти отпадет.

Вибрацию языка можно получить и без использования шпателя, если в момент произнесения «д-д-д» постучать ладонью внизу под подбородком. Ребенок произносит слова с обратные слогом, педагог постукивает ладонью под подбородком снизу (например, «а-д-д, и-д-д, ка-д-д, па-д-д…»).

В 25 лет картавость не исправить. Поздно. У тебя не получится.

Сколько раз вы слышали это? Я думаю много. Но то, что вы делаете, зависит от вас. Если вы хотите чего-то добиться или сделать, то рано или поздно придете к цели. Если конечно будете к ней идти. В 2017 году я начал задумываться об исправлении картавости дома, без посещения логопеда (а зря… читайте). Это было примерно в начале апреля.

У моей жены бабушка логопед. И от нее я услышал, что шансов исправить картавость у взрослого человека практически нет. На форумах и на YouTube я слышал тоже самое. Самое забавное, что на YouTube люди говорят, как избавиться от картавости, но при этом сами они не картавили ни разу. 🙂

Я думаю лучший логопед это тот, который сам картавил и сам от картавости избавился. Вот он будет точно «в теме». Но таких логопедов на этой планете не существует. Шутка, конечно.

Как поставить звук “р” в домашних условиях

Как научить ребенка выговаривать букву “р” дома? Несмотря на желание быстро поставить звук “р” и научиться говорить ее за 5 минут, только терпение и труд станут тем фундаментом, на котором по кирпичику можно построить четкое звучание речи вашего малыша. А чтобы эти условия соблюсти, не забудьте про эмоциональную составляющую: ваша задача — логопедические упражнения на звук “р” сделать увлекательной игрой и обеспечить всем участникам хорошее настроение.

Итак, упражнения для выговаривания буквы “р” начинайте с разминки:

Далее следует основная часть по постановке звука “р” у детей,  в которой можно выделить три этапа:

  • “р”, звучащий автономно;
  • “р” в слогах и в словах;
  • “р” в связной речи.

Ставим звук “р”, используя один из вариантов:

1. Тяните непрерывно “ддддддд” и не отрывайте язык от неба. Когда он завибрирует на сильном выдохе, получится звук “ддд-ррр”. Затем переходите на слоги “дра”, “дро”, “дру” с твердым “р”. Потом — на слова с этими слогами (дрова, дружба, драма) и на звук “тр” (труд, тракт, тропа). Когда эти приемы будут хорошо отработаны, убирайте “д” и “т” и учитесь говорить звук “р” без них: град, брать, кран, баран, город, корова, забор, топор.

Если не получилось произнести “р”, то на этапе непрерывного “д” можно легонько подтолкнуть язычок ребенка в глубь рта, например, палочкой от мороженого, или повибрировать ею же на середине языка. Звук “ддррр” должен получиться! А дальше — уже слоги и слова.

https://youtube.com/watch?v=YlXEEAQfN0Y

2. Если у ребенка чистый и отчетливый звук “ж”, то научить ребенка произносить букву “р” можно, воспользовавшись этим способом. Жужжите громко, сильно, одновременно отодвигая язык вглубь. Получается короткий звук “р”. Упражняйтесь многократно, затем переходите на слоги и слова, которые  начинаются на “жр”, а потом убирайте “ж” и работайте с “р”, как описано выше.

3. Чтобы научиться выговаривать “р”, попросите ребенка произнести “сссс” на выдохе, а затем вдохнуть через рот, прижав язык к небу рядом с верхними зубами. Возникает нужная вибрация и звучит “р”. А далее — тот же алгоритм: этот звук в слогах и в начале, середине, конце слова.

4. Можно сделать постановку “р” от “рь”. Учитывая, что мягкий звук “рь” одноударный, добейтесь его длительной вибрации “рьрьрь” и переводите в звук “ррр”. Затем отрабатывайте оба звука в слогах и словах.

Подражание явлениям окружающего мира, например, рычанию тигра, шуму от работающего двигателя самолета или мотора трактора, повышает эффективность учебного процесса, а долгожданный результат наступает быстрее.

Для того, чтобы поставить звук “р” и закрепить свое достижение, выполняйте упражнения для автоматизации звука: учите и проговаривайте скороговорки, стишки, чистоговорки.

Постановка мягкого звука “рь” делается после того, как закреплено произношение твердого “р”. Упражнениями для проговаривания буквы “р” в этом случае являются чистоговорки с мягким “р”:

Скороговорки отлично помогают поставить мягкий  “р” :

Как успехи? Можно отдохнуть)

Как научить ребенка выговаривать букву р

Чтобы научить малыша выговаривать звук р, нужно для начала запомнить такие правила:

1 Ребенок учится выговаривать простые звуки, а затем сложные. Поэтому до двух лет не стоит требовать этого от малыша, можно лишь подготовить его речевой аппарат с помощью легких упражнений.

2 Занятия целесообразно начинать при достижении ребенком пятилетнего возраста. Выполнение гимнастики может совпадать с моментом, когда малыш учится читать, а это позволяет расширить круг упражнений.

3 Маленькие дети не будут выполнять упражнения, если не испытывают к ним интерес. Поэтому самые эффективные методики разработаны именно на игровой основе.

4 Если родители начинают обучение ребенка, они должны пройти курс упражнений до конца. В противном случае малыш так и не освоит умение в полной мере (например, не сможет выговаривать или твердый, или мягкий звук).

5 Занятия проводят по графику и обязательно ежедневно. Перерывы сведут к нулю прежние успехи ребенка. Только частое повторение упражнений поможет довести правильное произношение до автоматизма.

Интересно! Готовимся к школе дома вместе с мамой

Если родители решились самостоятельно устранить дефект речи у малыша, они сами должны ознакомиться со всем курсом занятий. Тогда не возникнет путаница при непосредственном выполнении упражнения.

Желательно посмотреть процесс постановки буквы р у детей на этом видео, подобранном порталом Мое Чудо специально для наших читательниц:

Как научиться выговаривать букву р

Всё, как везде, детский организм проще поддаётся перевоспитанию рефлексов, лечению каких-либо заболеваний, и мышление, в общем-то, достаточно гибче взрослого. При благоприятном развитии, малыш пробует произносить отдельные слоги, предложения уже в год, но по человеческой природе, это весьма раннее время

Именно по этому, в юности необходимо особе внимание, не путает ли ребёнок буквы, нет ли каких-то других дефектов. И самое сложно, это произношение именно «Р»

Родители должны понимать, зачастую, причиной служит форма языка, маленькая уздечка, слабые мышцы вокруг рта, всё это вызывают осложнения с различными звуками. Ещё бывает, влияет на произношение расположение зубов, тут необходима помощь врача, который порекомендует специальную пластину на время. Если не разобраться с этой проблемой в юном возрасте, будет крайне проблематично решить её более взрослому. Для устранения картавости, нужно знать причину, и только потом, с ней бороться. Обычно этим занимается логопед, он поможет родителям без хирургического вмешательства улучшить речь ребёнка.

Учимся дома выговаривать звук [р]

Многие родители спрашивают, как выучить букву «Р» ребенку дома. Для этого нужно делать упражнения для тренировки речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, купить домашние тетради для закрепления произношения звука и заниматься по ним.

ТОП-5 эффективных упражнений для формирования правильного произношения «Р»

Одними из лучших упражнений считаются:

  • «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Упражнение лучше делать лежа.
  • «Буря в стакане». Понадобятся емкость с водой и трубочка для сока. Нужно подуть через трубочку, чтобы вода забурлила.
  • Предложить ребенку сказать д-р-рынь, при этом щекоча кончик языка ватной палочкой.
  • «Барабанщик». Нужно улыбнуться и открыть рот, кончиком языка постучать за верхним рядом зубов многократно, четко произнося звук .
  • «Моторчик». Предложить малышу «завести мотор» , в это время с помощью палочки от мороженого быстро делать колебательные движения по краю языка из стороны в сторону.

Лексические темы для организации занятий в подготовительной группе ДОУ

Техника постановки звука от логопеда

Звук ставится двумя способами: по подражанию и механическим путем. Эти два способа могут работать также в сочетании. Постановка по подражанию основана на повторении звука за логопедом. Его следует подкреплять картинкой, тогда малышу будет легче ассоциировать звук с реальным предметом.

Механический способ воздействия на речевые органы производится при помощи каких-либо приспособлений (зонд, шпатель, ватная палочка).

Постановка звука с помощью логопедического зонда

Ребенку предлагается произнести звук, при этом логопед помогает языку принять нужное положение.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы помочь малышу научиться ставить язык в правильное положение, следует выполнять комплекс упражнений:

  • «Качели».
  • «Маляр».
  • «Посчитай верхние зубки».
  • «Лошадка».
  • «Грибок».
  • «Гармошка».
  • «Комарик».
  • «Моторчик».

Взрослому желательно показать на своем примере, как делается упражнение, потом предложить малышу повторить за ним. Комплекс построен в определенной последовательности, чтобы упражнения выполнялись от простых к сложным.

Обратите внимание! В результате артикуляционной гимнастики укрепляются мышцы стенок и кончика языка

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.